Для успешного соответствия этим изменениям в современных условиях необходим педагог, обладающий высоким уровнем профессионализма, педагогического мастерства, самореализации, самосовершенствования, сопротивления собственному профессиональному выгоранию, способный к адекватной оценке проблем и принятию решений. Большую роль приобретает право педагогов на творчество, свой собственный почерк, свободный выбор педагогических технологий. Качественное функционирование системы образования невозможно без творчески работающих педагогов, обладающих необходимыми для современной школы компетенциями, умеющими мыслить нестандартно, креативно, успешно применяющих инновационные образовательные технологии. Таким образом, возникает противоречие между возросшими требованиями современного общества к педагогу и уровнем его профессиональных компетенций.
Повышение квалификации
Периодичность повышения квалификации
В соответствии с требованиями нового федерального образовательного стандарта (ФГОС), педагоги обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года (подпункт 2 пункта 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ).
Учитель имеет право повышать квалификацию и чаще, однако периодичность в течение трёх лет устанавливает школа.
Педагог не может отказаться от прохождения программы ДПО, если его направил работодатель. Отказ от курсов без уважительной причины рассматривают как дисциплинарный проступок. Таким образом, учитель не исполнил по своей вине трудовые обязанности, возложенные на него по трудовому договору. За это учителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
Если учитель без разрешения и уважительной причины пропускает обучение, это расценивают как прогул.
Виды и формы повышения квалификации
Дополнительное образование педагоги могут получить по двум программам:
- Курсы повышения квалификации;
- Курсы профессиональной переподготовки.
Отличаются они направленностью, структурой и сроками освоения.
Критерии сравнения |
Программа дополнительного профобразования |
|
Повышение квалификации |
Профессиональная переподготовка |
|
Цель программы |
|
Учитель приобретает компетенцию, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию |
Особенности программы |
Обучает профессиональным компетенциям в рамках уже имеющейся квалификации. В результате обучения качественно меняются профессиональные навыки педагога |
Обучает новым квалификациям и связанным с ней видам профессиональной деятельности, трудовым функциям и (или) уровням квалификации. Обучает компетенциям, подлежащим совершенствованию. В результате освоения программы формируется перечень новых компетенций |
Длительность курсов (минимум) |
16 часов |
250 часов |
Документ, который выдают после успешного освоения программы |
Удостоверение о повышении квалификации |
Диплом о профессиональной переподготовке |
Педагогу, который учится по дополнительной профессиональной программе и одновременно получал среднее профессиональное или высшее образование, документ о квалификации выдают вместе с дипломом об образовании (ч. 16 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ) |
На курсах учителя проходят профессиональное обучение.
Его основные цели:
- повысить уровень теоретических знаний педагогов, а также усовершенствовать практические навыки и умения;
- развивать профессиональную компетентность работников образования;
- сформировать устойчивые навыки рефлексии педагогического процесса и его результатов;
- сделать педагогическую деятельность каждого педагога системной и целостной.
При достижении всех перечисленных целей возможно выполнить требования по достижению высокого уровня качества современного образования.
Курсы повышения квалификации
- Форма обучения
- заочная
- Категория
- высшая
- Длительность курса
- 6 дней
- совершенствование профессиональных компетенций современного учителя русского языка и литературы, необходимых для формирования культуры речи в профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС, ФООП, в том числе готовности к формированию УУД обучающихся на уроках и внеурочной деятельности;
- умение ориентироваться в реальной языковой среде, работать с текстами разных стилей и жанров.
В результате освоения программы слушатели будут уметь: - применять в практике речевого общения нормы современного русского литературного языка;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой (профессиональной) сферах общения;
- оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс; педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Мы видим свою задачу в том, чтобы дать возможность познакомиться с русской речью во всем ее многообразии, стремимся создать условия для работы с текстами, которые используются в повседневной частной, академической и профессиональной жизни.
Содержание ДПП включает теоретическую и практическую подготовку последующим разделам: особенности преподавания предметов филологического цикла в условиях реализации ФГОС, ФООП; слово и его лексическое значение; лексические и фразеологические единицы; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; профессионализмы и научные термины; текст и его структура; функционально-смысловые типы речи.
Слушателям будут предложены вариативные курсы: «Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку и литературе», «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку в контексте ФГОС, ФООП», «Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте ФГОС, ФООП», «Эффективные практики дистанционного обучения». Помочь сделать вашу речь грамотной, точной, образной — такова цель нашей работы.